- ЦЕНА МИРОВАЯ
- (англ. world price) – цена, применяемая при реализации товаров на мировом рынке. Необходимость использования цен мирового рынка в междунар. торговой практике вызвана наличием множественности цен на однотипные товары в разных странах, что связано с политикой ценообразования, осуществляемой монополиями, воздействием на цены политики гос. протекционизма, тамож. и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономич. зонах и др. Ц.м. представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определ. период орг-циями, ведущими междунар. торговлю, либо ср. значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. В практике междунар. торговли Ц.м. выступают как цены сделок крупнейших продавцов и покупателей определ. вида товара либо как цены осн. мировых торг. центров. В соврем. условиях по Ц.м. осуществляются экспортные и импортные регулярные операции. Они исчисляются в свободно конвертируемых валютах. До перехода на рыночные отношения в России Ц.м. имели крайне огранич. применение, т.к. на внутр. рынке действовали только гос. цены на импортные товары, а хождение иностранной валюты было запрещено. По мере становления рыночных отношений цены на российских рынках приближаются к мировым. В России Ц.м. принимаются в качестве базовых при формировании внутр. соотношений по ценам регулируемым. Соотношение Ц.м. по аналогичной продукции используется на внутр. рынке при анализе уровня свободных цен, хотя под влиянием спроса и предложения внутренние соотношения цен и их уровень могут отличаться от цен мировых.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.